Кирилл Ермоленко: Россия должна инвестировать в развитие транспортной инфраструктуры и начать выдавать кредиты под залог скота, чтобы стать главным экспортером говядины в Китай
У России есть потенциал стать главным мировым экспортером говядины в Китай в частности, и в целом на азиатский рынок, но для этого необходимо разработать и реализовать комплексную стратегию.
Об этом сегодня заявил член регионального отделения партии Роста в Самарской области, совладелец конного завода «Ермак», владелец комплекса по разведению КРС породы герефорд, эксперт Российско-китайского Комитета дружбы, мира и развития Кирилл Ермоленко.
«Россия экспортирует говядину в Китай с 2017 года, и перспективы этого экспорта многообещающие. Китайский рынок быстро растет, и спрос на высококачественные продукты из говядины увеличивается. Россия имеет преимущество перед другими странами по цене и качеству, так как производит одно из лучших в мире мясо. Кроме того, географическая близость России к Китаю означает, что транспортные расходы ниже, чем в других странах», — объясняет эксперт. — Российское Правительство предприняло шаги по увеличению экспорта в Китай, введя ряд стимулов, таких как снижение тарифов, улучшение инфраструктуры и усиление поддержки малого бизнеса. Это помогло создать благоприятные условия для российских экспортеров говядины. Кроме того, Россия работает над соглашениями с другими странами Центральной Азии для дальнейшего расширения своего экспортного потенциала».
Согласно данным Китайской ассоциации животноводства, в 2021 году страна импортировала 1.45 млн тонн говядины, что примерно составляет 35% от общего мирового импорта говядины. Данных по 2022 еще нет, но уже понятно, что Китай сохранит свое первенство на рынке импорта говядины. Основные импортеры говядины в Китай — Бразилия, Уругвай, Австралии, Аргентина, что составляет почти 70% от общего объёма.
«Китаю не особо выгодно завозить мясо кораблями с других континентов, но обеспечить свои потребности выращенной говядиной, они не могут, а других импортеров на территории евроазиатского континента нет. Местные фермеры не выращивают скот на мясо по нескольким причинам. Во-первых, быстрорастущий спрос, который внутреннее производство не может удовлетворить в короткие сроки. Во-вторых, ограниченные земельные и водные ресурсы для разведения крупного рогатого скота. В-третьих, недостаток кормовой базы, которой для выращивания КРС необходимо значительно больше, нежели для свиней и птицы. Я напомню, еще год назад российское зерно преимущественно уходило через Турцию в ЕАС, часть направлялась через Казахстан в Китай, как для обеспечение нужд населения, так и для нужд животноводства. А строить свою «говяжью империю» на покупных кормах не просто глупо, но и экономически опасно. В результате, импорт говядины остается важным компонентом обеспечения продовольственной безопасности страны», — говорит Ермоленко.
Перспективы экспорта говядины из России в Китай в ближайшем будущем выглядят многообещающе. При правильной стратегии и государственной поддержке российские экспортеры могут воспользоваться этим растущим рынком и извлечь выгоду из его потенциала.
«Для того чтобы Россия стала главным мировым экспортером говядины в Азию, на мой взгляд, необходимо разработать и реализовать комплексную стратегию, включающую сразу несколько аспектов. Во-первых, нам пора задуматься над улучшение качества продукции. Это может включать в себя модернизацию производственных мощностей, внедрение новых технологий и обучение персонала. Пора на законодательном уровне разделить отрасль разведения КРС на два направления: молочное и мясное. Каждая должна развиваться своим отдельным путем, ведь мясо от молочной породы по своему качеству совсем не годится в употребление в пищу, разве что в переработку на колбасу. Во-вторых, отрасли необходимы инвестиции. Повышение производства говядины потребует значительных вложений в разведение крупного рогатого скота, инфраструктуру, обработку и логистику. Россия может привлечь средства через госпрограммы поддержки, сотрудничество с частными инвесторами и международными организациями. Частный сектор и малые фермеры могут стать отличным драйверами для отрасли, им опять же необходима помощь от государства. В России примерно 20% всего скота находятся в так называемой серой зоне. И выйти из нее частным подворьям позволят не только, и не столько субсидии и дотации, а простой, понятный механизм на выгодный рынок сбыта. Ведь фермеры — люди простые, они умеют выращивать скот, но далеки от маркетинга, бухгалтерии и бесконечной отчетности в Минсельхоз», — объясняет эксперт Российско-китайского Комитета дружбы, мира и развития.
Еще одна проблема небольших фермерских хозяйств, по мнению Кирилла Ермоленко, сложность в увеличении поголовья КРС.
«Далеко не все мелкие или частные скотоводы хотят развиваться и увеличивать поголовье КРС, даже понимая как это сделать. Расти можно до 50% в год, но здесь встает второй вопрос – как прокормить стадо? На корма нужны деньги эквивалентные стоимости самого животного. Казалось бы выход прост – бери кредит и развивайся. Но у фермеров, порой далеко не бедных, в банках нечего предложить в залог, кроме своих коров. Кредитным организациям такой залог не интересен. А вот если бы существовали льготные программы кредитования под залог животных, то мы бы закрыли б сразу два острых вопроса. С одной стороны, малому агробизнесу пришлось бы показать наличие скота, чтобы получить кредит на покупку корма. А с другой — в России в одночасье появилось бы десятки тысяч фермеров, готовых кратно увеличивать поголовье КРС. В-третьих, не стоит забывать и о расширении сотрудничества с азиатскими странами на государственном и деловом уровне: заключение торговых соглашений, участие в международных выставках и форумах, а также развитие деловых связей между российскими и азиатскими компаниями. Но опять же, пока мы не нарастим качественно и количественно поголовье КРС, об этом говорить рано», — уверен эксперт.
Параллельно Россия должна инвестировать в развитие транспортной инфраструктуры и логистических систем, чтобы обеспечить быструю и эффективную доставку говядины на азиатские рынки, и нарастить сотрудничество с научными и образовательными учреждениями.
«Необходимо обеспечить поддержку исследований и разработок в области сельского хозяйства, животноводства и ветеринарии, а также проводить обучение специалистов и фермеров по передовым методам и технологиям в разведении крупного рогатого скота и производстве говядины. Как бы смешно не звучало, но до сих пор большинство скотоводов используют технологию «проб и ошибок». И самое главное – это корма. Пора заканчивать с удержанием позиции топовых экспортеров зерна. Менее качественные, а соответственно и более дешевые фракции мы просто обязаны оставлять у себя, для скармливания скоту. Реализация такой перспективной стратегии потребует согласованных усилий государства, бизнеса и научной общественности, а также времени и значительных ресурсов. Однако может сделать Россию главным мировым экспортером говядины в Китай и на все азиатские рынки. Ведь, в отличие от зерна, мясо – это продукт с хорошей добавленной стоимостью», — резюмировал Кирилл Ермоленко.