Уроки китайского. Борьба с коррупцией в медицине

Китайские власти объявили в конце июля кампанию по борьбе с коррупцией в медицинском секторе. Формально эта новость не связана напрямую с экономической ситуацией. Однако она стала серьезным вызовом для социальной сферы и общей атмосферы в стране.

Объявленные цели выглядят органично для официальной повестки – «формирование атмосферы порядочности, дисциплины, бескорыстия и сплоченности». Объектами борьбы должны стать вымогательство, откаты, дача и получение взяток. Предполагается охватить кампанией все аспекты медицинского сектора, включая органы административного управления, отраслевые научные сообщества и ассоциации, медицинские предприятия и фонды медицинского страхования.

Сообщается об аресте до 170 руководителей и партийных секретарей больниц.

Первые отклики на происходящее отражают отсутствие устоявшегося консенсуса относительно оптимальных изменений в отрасли. Сторонники кампании по борьбе с коррупцией указывают на наличие ощутимых проблем. В их числе – закупка медицинского оборудования по завышенным ценам, сговор врачей с фармацевтическими компаниями о выписывании более дорогих лекарств, навязывание дополнительных платных услуг. Накопление социального напряжения приводит к акциям протеста и случаям нападении пациентов на врачей.

Хотя в Китае введено всеобщее медицинское страхование, оно компенсирует только 60-80% расходов. Как следствие, до 8,6% расходов домохозяйств приходится на здравоохранение — и эта доля может вырасти и дальше из-за старения населения. Будучи формально государственными, крупные больницы получают лишь ограниченное финансирование из центрального бюджета – на уровне 10%. Ситуация в частной медицине тоже не слишком стабильна, риски обмана пациентов и навязывания спорных услуг там тоже весьма высоки.

Присутствует также желание снизить риски последствия возможного ограничения доступа Китая к зарубежным лекарствам в случае дальнейшего обострения отношений с Вашингтоном.

Направления критики принимаемых мер развернулись по нескольким позициям.

1) Смешение идеологических и прагматических основ кампании, которую предлагается провести в течение года. Она укладывается в логику двухлетней кампании «общего процветания», одновременно затрагивающей финансовые услуги (борьба против занимающихся потребительским финансированием фирм Джека Ма) и частного образования. В 2022 году уже была принята серия шагов против репетиторства и послешкольного частного образования, которая не привела к существенным сдвигам в решении проблемы неравенства.

2) Возможные политические мотивы по снижению веса медицинских работников, заметно повысивших свой социальный статус во время пандемии. В результате врачи уже сейчас снижают активность, сокращают участие в международных конференциях, избегают рекомендовать пациентам импортные лекарства из-за возможных подозрений контролеров.

3) Неготовность властей из-за высоких расходов за время пандемии пойти на переход к бесплатной медицинской системе или снижению расходов пациентов, которые могли бы направить эти деньги на потребление в других секторах экономики.

В результате предположения о результатах нынешней кампании чаще всего сводятся к прогнозам о том, кто из игроков рынка выиграет от антикоррупционной кампании. Основными бенефициарами обычно называют крупные компании с сильным брендами, а также фирмы в сфере традиционной медицины, пользующиеся поддержкой государства. «Идеальная» модель медицинской отрасли, которая могла бы появиться в результате изменений, пока не предъявлена. Идеологически Пекин хотел бы модернизировать отрасль, чтобы впоследствии показать способность китайского здравоохранения достичь американского уровня или даже превзойти его. Этот проект выглядит на сегодня весьма амбициозно с учетом кратной разницы оплаты китайских медиков (около 16 тыс долл. в год) против американского среднегодового дохода врачей в 352 тыс долл.

Борис Титов

Connect with Me: