Уроки китайского. Космос как элемент рынка

Середина XX века была в Европе и Северной Америке временем космического бума. Но с тех пор интерес неуклонно снижался. Мало кто знает имена космонавтов и астронавтов. А успешные проекты, в отличие от неудач, редко оказываются в центре дискуссий и запоминаются куда хуже, чем неудачи.

Тем временем эстафету перехватывают азиатские страны – от Японии и Кореи до Индии и Израиля. Но активнее других проявляет себя Китай.

Начав позже прежних лидеров (первый космонавт был запущен только в 2003-м), он быстро вошел в число лидеров. Новая инициатива – расширение работающей с 2021 года космической станции Тяньгунь», чтобы предложить астронавтам из других стран платформу для полетов в околоземное пространство. Ведь запущенная в 1998 году Международная космическая станция была рассчитана на 15 лет, и даже после продления срока эксплуатации ее возможности не бесконечны. По разным оценкам, полеты закончатся в интервале между 2024 и 2030 годами, а перспективы нового подобного проекта весьма призрачны.

Другие идеи Китая — доставка международных аппаратов для совместного исследования лунной поверхности с помощью собственных наземных аппаратов и разворачивание группировки из 12 тыс спутников G60 Starlink для улучшения интернет-покрытия и коммуникационных возможностей.

Но чем масштабнее проект – тем больше рисков, что он начнет работать сам на себя, независимо от реальных потребностей и экономических выгод.

Поэтому в 2014 году было решено поощрить конкуренцию частных и государственных компаний в сфере освоения космоса. С тех пор появилось множество стартапов – в том числе вполне прибыльных. Источники финансирования – не только коммерческие проекты, но и спецзаказы от правительства, поскольку по многим направлениям услуги частников могут быть креативнее и дешевле государственной индустрии.

Борис Титов

Connect with Me: