Уроки китайского. Стимулирование спроса
Замедление роста китайской экономики после выхода из пандемии ставит на повестку задачу поддержания потребительского спроса как двигателя дальнейшего движения. Статистика на этот счет пока не слишком благоприятная. Наблюдаемое увеличение спроса на услуги, по которым жители «соскучились» во время карантина (туризм, общепит, покупка предметов роскоши), контрастирует с общим потребительским пессимизмом.
Статистика фиксирует сокращение покупки автомобилей (падение за год на 8%), офисных товаров, предметов для повседневного пользования. На это накладываются ослабление юаня и безработица среди молодежи. Общая пессимизация ожиданий от экономики побудила граждан перейти к более разумным и просчитанным расходам. Например, они все чаще отказываются от импульсивных покупок в пользу внимания к цене и качеству товара, а также стремятся сэкономить деньги с помощью покупок во время рекламных акций в прямом эфире.
Какие варианты действий есть у китайских властей для оживления потребительской активности?
1. Прямое стимулирование потребления. Это могли бы быть потребительские ваучеры за бюджетный счет по образцу США и Гонконга, поддержки роста зарплаты, увеличение пенсий и пособий по безработице. Пока к этому варианту руководство страны не готово.
2. Развитие потребительского кредитования. Национальный банк уже пошел на снижение ставки рефинансирования, стоимость банковских кредитов упала до 14-летнего минимума. Но жизнь в долг у жителей Китая исторически не очень популярна. Поэтому ажиотажный интерес населения к получению заемных средств даже при низких ставках выглядит не очень вероятным.
3. Поощрение покупки электромобилей и гибридных автомобилей. В конце июля налоговые льготы на их приобретение уже были продлены до 2027 года. Повышение мощности сельских электросетей должно привести к снижению затрат, связанных с зарядкой электромобилей. Решено ускорить установку зарядной инфраструктуры на жилых парковочных местах – особенно в новых комплексах. По данным Китайской ассоциации легковых автомобилей, доля транспортных средств на новых источниках энергии в общем объеме продаж в последние месяцы достигла около одной трети рынка, что заметно превышает ранее установленную цель обеспечения их 20-процентной доли на рынке к 2025 году. Одновременно предполагается поддержать покупку «умных» приборов – бытовых устройств, управляемых с помощью смартфона.
4. Расширение доступности арендного жилья – для этого местным властям поручено активизировать реконструкцию старых домов.
5. Принятие локальных мер по стимулированию потребителей. Например, развитие так называемой «ночной экономики» через стимулирование бесплатных поездок на метро в выходные дни и вечерние часы в восточных городах страны. Именно на это время обычно приходится 60% городского потребления. Решено также усилить внимание к внедрению «15-минутных городов», концепция которых предполагает достижение за это время пешком или на велосипеде большинства предметов первой необходимости и услуг – включая магазины, учреждения образования, здравоохранения, досуга.
Заявленные меры пока чаще оцениваются как компромиссные и не предполагающие прямой поддержки потребителей для стимулирования экономики. В частности, идут споры о том, можно ли ожидать во втором полугодии от Пекина перехода к «новому НЭПу» (поддержка частного предпринимательства и улучшение климата для зарубежных инвесторов) или акцент будет делаться на содействии отдельным отраслям.
Возможности потребителей самостоятельно вытащить себя за волосы остается дискуссионной. В 2022 году чуть менее трети из 1,4 млрд жителей Китая относились к среднему классу с ежемесячным доходом домохозяйств на уровне 9,5-29,5 тыс юаней – то есть в пределах от 1,3 до 4,1 тыс долл. по прошлогоднему курсу. Согласно официальной статистике, Китай занимал в 2022 году 46 место в мире по среднемесячной зарплате после налогообложения (1002 долл.), немного уступая Польше и ЮАР и опережая Мексику (744), Индию (594), Россию (507) и Бразилию (421 долл.).
Борис Титов