Специальные экономические зоны стали локомотивами китайского экономического чуда

сэзДля этого на территории Китая выделялись специальные районы (близкие к морским торговым путям), в которых вводился специальный режим хозяйства. Он включает различные льготы для инвесторов: освобождение от налогов, разрешение на вывоз капитала, особый юридический статус предприятий и прочее. Поначалу ставка делалась на капиталы хуацяо – этнических китайцев из других стран. Но очень скоро в специальныезоны наперегонки повалили крупнейшие мировые компании.

Фактически в СЭЗ вводился рыночный капитализм, но под контролем Госсовета и КПК, а также местных властей. СЭЗ стали драйверами экономического роста Китая, воротами для прямых иностранных инвестиций, площадкой для обкатки экономических моделей, источниками иностранных инвестиций и технологий. В Китае даже естьпоговорка, которая раскрывает роль СЭЗ: «Шэньчжэнь учится у Гонконга, Гуандун у Шэньчжэня, а у Гуандуна – вся страна». Опыт СЭЗ был использован для создания зон технико-экономического развития  (90), зон новых и высоких технологий (114), свободных таможенных зон (13), зон приграничного экономического сотрудничества государственного уровня (14).

Шэньчжень – витрина китайского капитализма, город, изменивший жизнь миллионов китайцев и всей страны в целом. Не случайно по аналогии с «американской мечтой» в Китае  родилось понятие «шэньчжэньская мечта». Показатели развития этой СЭЗ поразительны. Годовой товарооборот с 18 млн юаней увеличился до 500 млрд юаней. ВВП —  с 200 млн юаней — до 1,2 трлн юаней в год. Рост ВВП в 4000 раз!

Но и другие зоны – пример фантастического роста. Товарооборот Хайнаня рос темпами 16,8% в год и за 25 лет с 1988 года увеличился в 49 раз, объём финансовых доходов — в 50 раз, объём чистых доходов горожан – в 11 раз, объем чистых доходов сельских жителей – в 7 раз. Это ли  не зримое доказательство успеха идей и практики архитектора китайских реформ и его соратников? 

About Author

Connect with Me: