Уроки китайского. Возвращение в Австралию.
Визит премьер-министра Австралии в Китай прошел в российской повестке почти не замеченным. Мы вообще нечасто вспоминаем о существовании Австралии.
Отношения Москвы и Канберры переживали разные этапы, но в силу географической удаленности никогда не были интенсивными.
Наоборот, у Китая и Австралии отношения больше напоминали сериал. Взаимное отчуждение и бурное сотрудничество не один раз сменяли друг друга. На рубеже 20-21 веков Китай стал крупнейшим торговым партнером Австралии, а в последние 7 лет страны снова перестали замечать друг друга.
Почти все наблюдатели считают виновником последнего разрыва Австралию. Все началось в 2016 году – почти одновременно с приходом администрации Трампа. Сначала Канберра отказалась от китайских технологий 5G, затем усилила борьбу с капиталом из КНР и потребовала международного расследования действий Пекина во время появления ковида.
Но ответные действия Китая оставались в сугубо рациональной плоскости. Они свелись к жестким торговым ограничением с помощью запретительных пошлин на продукты питания, уголь и вино. Это ударило по австралийской экономике, которой до сих пор удавалось избегать последствий мировых кризисов и рецессий благодаря поставкам в Китай. В остальном Пекин не пошел на дальнейшую эскалацию, спокойно ожидая смены власти в Австралии. Она случилась в прошлом году на волне популярности предвыборных призывов к возобновлению отношений с КНР. На дальнейшее устранение шероховатостей понадобилось чуть больше года.
Главный урок из действий Китая в этом конфликте – способность оставаться в рациональной и сугубо прагматической рамке. Даже заключение Канберрой военного союза с основными конкурентами КНР — США, Индией и Японией – не вызвало особой паники. Вместо этого было решено позволить Австралии сохранить лицо, соотнести выгоды и убытки от участия в «геополитической» коалиции против КНР. И в итоге вернуть отношения на рациональные деловые рельсы, дав шанс экономике расставить все на свои места.
Борис Титов