Уроки китайского. Партнерство вместо дружбы.
Принято считать, что внешняя политика КНР весьма эмоциональна. Действительно, для китайцев всегда очень важно сохранять лицо. И им трудно воспринимать критику, касается ли она территориальных споров или прав человека. Поэтому международные партнеры выбирают выражения тщательнее обычного.
Но это не мешает Пекину быть крайне прагматичным. И, при наличии общих интересов, вести себя рационально, не припоминаю партнеру «провинности» в прошлом и даже в настоящем.
О самом ярком примере такого прагматизма – Вьетнаме – нельзя не вспомнить в связи с начинающимся во вторник визитом в Ханой Си Цзиньпина. Между странами случалось всякое – вплоть до войны, которую острословы когда-то назвали «первой социалистической». Да и сегодня у Вьетнама репутация страны, с помощью которой в Вашингтоне надеются сдерживать Пекин в регионе – не случайно Байден специально посещал Ханой в сентябре.
Однако все это существует отдельно от экономики. Во время визита Си Цзиньпина Китай, как ожидается, предоставит гранты на развитие железных дорог. Это может частью большого проекта Китая по застройке современными железными дорогами всего Индокитая, вплоть до Сингапура. Ожидаются соглашения по совместной добыче редкоземельных металлов: у Китая здесь максимальный опыт, а Вьетнам занимает 2-е место в мире по объему запасов. Китай сегодня – одно из самых популярных направлений для вьетнамских туристов. Но товарооборот вырос с 2,4 млрд долл. в 2000 году до 235 млрд долл. в 2022-м.
Никто не говорит о дружбе двух стран – дипломаты упоминают только о «всеобъемлющем стратегическом партнерстве». Это тот случай, когда экономика и прагматизм работают даже лучше, чем эмоции и симпатии.
Борис Титов