Заглянем за стену: как Китай воплощает экономические стратегии

122-187-1455190816Невидимый барьер

Несколько лет назад в английской прессе вышла статья, которая резко критиковала преподавание экономики в лучших университетах страны за излишнюю академичность. Основным посылом была идея, что учить студентов надо не тому, что говорят и пишут экономисты прошлого и современности, а тому, как они думают и принимают решения. Если смотреть на китайскую экономику под этим углом зрения, задача понять ход мысли китайских государственных деятелей, экономистов и бизнесменов переходит в разряд своеобразного «штурма крепостей», где роль фортификаций выполняют такие «великие стены», как язык и культура, а в последнее время и система защиты и фильтрации интернета.

Китайский язык строится на знании контекста, словесные штампы вроде «Выход во вне» (走出去) или «Один путь, одна дорога» (一带一路), как и бессчетное множество устойчивых сочетаний 成语, скрывают за метафорической стеной конкретные программы, действия, исторические обстоятельства. Так происходит и со стратегией строительства производственных зон по всему миру, 产能合作, о которой Центр организации сотрудничества писал ранее. Закрепленное в документе от 16 мая 2015 под названием «Руководящие положения Госсовета о продвижении сотрудничества с зарубежными странами в области производственных мощностей и производства оборудования» обозначение уже в полной мере используется в экономических кругах Китая. Давайте на примере обсуждения данной стратегии на 15 Китайском экономическом форуме, прошедшем в Пекине в конце 2015 года, попробуем понять, о чем и как думает китайский бизнес и государство.

Партия сказала: «Надо!» Бизнес ответил: «Есть!»

Панельная дискуссия «Энергия Китая в международном производственном сотрудничестве» завершала программу форума, что говорит о ее исключительной важности, ведь известно, что наиболее значимые вещи в Китае всегда оставляют напоследок. Что касается самого форума, то о его уровне говорит присутствие представителей ВСНП (китайский парламент) и Министерства финансов, а организатором выступило национальное СМИ, агентство Женьминь Жибао. Посетил форум и известный в Китае экономист Ли Инин, отец китайской реформы корпоративного сектора и акционерной формы управления.

Прочие панельные дискуссии были посвящены созданию научно-инновационных центров национального масштаба, осуществлению партнерства общества и бизнеса (PPP), воплощению плана «Производство Китая 2025». Опыт китайских реформ показывает, что все китайские стратегии в области экономики это не просто набор разрозненных документов, это скорее кусочки пазла, общая картинка из которых складывается постепенно и комплексно. Так происходит и с производственным сотрудничеством. Оно будет дополнять остальные стратегии: «Шелковый Путь» (по сути, геополитическая экспансия Китая на базе производства и инфраструктуры), «Трансформацию экономики» (по сути, инновационный технологический рывок) и другие.

В этой связи, на панельную дискуссию были приглашены представители частного бизнеса и госкомпаний, госслужащие и главы международных структур по управлению активами, представители инновационного сектора, посланник Пакистана по экономическим вопросам. Ведь увязать стратегии можно лишь посадив за один стол разных экономических агентов. При этом неизменным остается принцип: правительство выдвигает инициативу, компании реализуют ее, работая в рыночных условиях.

Стратегическое мышление

Дискуссия началась с анализа текущей ситуации в глобальной экономике. Рост прямых инвестиций Китая в 39 раз с 2002 года, рост экспорта Китаем высокотехнологической продукции, спрос стран АСЕАН на строительство производств и инфраструктуры – все это создает новую экономическую реальность, в которой Китай будет воплощать свою стратегию производственного сотрудничества. Китай укрепил связи с развивающимися государствами, план «Экономического коридора» с Пакистаном, сотрудничество со странами Латинской Америки и Африки делает его глобальным игроком. При этом китайцы идут логичным путем развития: годы кропотливого труда по созданию конкурентоспособного продукта, вывод его на мировой рынок с последующей локализацией и продвижением своих идей, технических стандартов, деловых моделей и норм. «Мировой рынок не даст вам вторую попытку», – сказал во время дискуссии представитель корпорации CETC, производителя электроники, на сайте которого красуется китайская бронетехника, спутники и самолеты радиолокационного обнаружения. 10 лет упорного труда принесли свои плоды: компания создала систему управления полетами гражданской авиации, которую теперь применяет в Африке.

Но для продвижения на глобальном рынке требуются финансовые ресурсы? «Снабжение выдвигается впереди войска (兵马未动粮草先行)», – отвечает на это представитель Nuoyuan Capital. Значит Китай будет активно работать на рынке капитала, использовать кредитные рычаги, действовать через оффшоры, вступать в консорциум с местными инвестиционными структурами для проникновения в нужные «круги» (圈子).

А затем наступит черед локализации (本土化), когда Китай изучит местное законодательство, создаст производство и будет строить сеть подрядчиков и поставщиков из местного бизнеса. А затем последует передача своих технологий, стандартов, моделей бизнеса.

Так как же все-таки думают китайские бизнесмены и власть? Во-первых, они начинают думать глобально, во-вторых, как и всегда, последовательно, в-третьих, тщательно сопрягая интересы. Сможем ли мы правильно понять направление их движения? Это будет зависеть не только от способности заглянуть за китайскую стену, но и от способности истолковать увиденное.

 

Иван Галактионов

Центр Организации Сотрудничества

galaktionov@expochina.pro

Connect with Me: